Успей Воспитать В Сыне Победителя Вместе с FootyBall
Footyball – Это Первый Футбольный Клуб Для Мальчиков
от 2,6 до 7 Лет Во Всей Восточной Европе

0-800-503-777

Звони сейчас.
Работаем без выходных.

Нужно ли приучать ребенка к самостоятельности?

Подвох вопроса в том, что самостоятельность - это врожденное качество, которое формируется само по себе. Главное ему не мешать, что очень часто делают родители.

Самостоятельность – «я  так захотел, я решил» и «я так сделал сам и по-своему». Истинная самостоятельность начинает формироваться после 2-х лет, а  точнее после появления в речи ребенка слова «Я» - «Я хочу!», «Я сам!» Многие мамы знают этот неудобный период, когда ребенок хочет делать сам, но у него еще не получается.

 

Но именно этот период самый важный в формировании самостоятельности – позволить ему делать самому, а не делать за него. Позвольте ребенку действовать самостоятельно в его личных сферах: рисовать, лепить как хочется, наклеить все наклейки одновременно, выбирать игрушки для игры, решать с кем дружить и т.п.

Для развития самостоятельности важно предоставлять ребенку свободу в безопасном организованном пространстве, чтобы ребенок мог сам организовывать свою игру, решать,  чем и как играть. Излишняя активность мамы в попытке развлечь ребенка лишает его инициативы. Он привыкает, что кто-то должен его организовывать, направлять, придумывать занятия. А что делать самому? Идти к взрослому, чтобы он все сделал.

Первая ошибка родителей – это инициация самостоятельности. Т.е. подталкивание к ней, когда ребенок еще психологически не готов. Это действие провоцирует противодействие – из-за страха ребенок еще больше привязывается к родителям.

Вторая ошибка – большое количество запретов и наказаний. Без позволения мамы нельзя ничего сделать. Сначала ребенок пытается, это воспринимается родителями как непослушание, за которое его наказывают. Т.е. с точки зрения ребенка «инициатива наказуема», значит сиди и жди распоряжений.

Третья ошибка, а точнее заблуждение – «делает сам то, что я сказала».  Это не самостоятельность, это исполнительность, когда человек хорошо выполняет распоряжение, но не является инициатором. Он ждет одобрения за выполненные действия и следующих распоряжений. Удобный навык для родителей, но не удобный для самого человека.

Четвертая ошибка – запугивание последствиями самостоятельных действий. Детство – это период, когда ребенок исследует границы допустимого. И задача родителей не «добить» его, когда он ошибется, а помочь ему пережить последствия и научиться различать, когда следует поступать самостоятельно, а когда необходимо попросить совета или помощи.

Мария Малыхина - эксперт по воспитанию, психолог